Все мы знаем, что от уровня эмоциональной зрелости, психологической готовности ребёнка, зависит порой не меньше, а скорее даже больше, чем от его интеллектуальной развитости. Определить насколько психологически ваше чадо готово к школе поможет графический тест Керна-Иразека.
Для проведения этого теста нужен чистый лист бумаги и простой карандаш. В верхней части листа слева, необходимо написать письменными буквами фразу «Он ел суп», соблюдая следующие размеры букв: заглавная 1,5 см, прописные — 1 см.
Затем в нижней части листа рисуем 10 точек в виде пятиугольника, соблюдая расстояние между точками по 1 см и диаметр 2 мм.
После этого ребёнка надо попросить нарисовать на чистой стороне листа человека: «Нарисуй, пожалуйста, мужчину». Так, как ты это сумеешь» . Обратите внимание детей, то что необходимо рисовать именно мужчину.
После непродолжительного перерыва ребёнку показывают написанную на левой стороне листа фразу и просят скопировать её на правовой стороне листа.
Выполнение третьего задания заключается в точном воспроизведении увиденных точек.
В процессе выполнения детей необходимо хвалить, не торопить и не разрешать делать исправления.
По окончании процесса тестирования скажите ребёнку спасибо и приступайте к анализу выполненных заданий.
Для оценки выполнения трёх заданий используется пятибалльная шкала. Наивысший балл — 1, самый худший балл — 5.
Упражнение «Нарисуй мужчину»
1 балл — рисование мужской фигуры. Нарисованы голова, туловище, конечности. Голова с туловищем соединены шеей. Голова не больше туловища, на ней прорисованы детали (волосы, уши, глаза, рот, нос). Руки заканчиваются как бы кистью, ноги отогнуты (просматривается ступня), фигура имеет мужскую одежду и нарисована синтетическим способом (контур цельный, видно, что ноги растут из туловища, а не прикреплены к нему).
2 балла- выполнение всех требований, кроме синтетического способа рисования. Можно не учитывать три детали (шея, волосы, пальцы, но не лицо), если фигура нарисована синтетическим способом.
3 балла — фигура должна иметь голову, туловище, конечности. ноги и руки нарисованы двумя линиями. Допускается отсутствие шеи, волос, ушей, одежды, пальцев, ступней.
4 балла — примитивный рисунок с головой и туловищем. конечности нарисованы одной линией каждая. Возможно обозначение рук или ног.
5 баллов — отсутствие чёткого изображение туловища. Вместо рисунка каракули.
Упражнение «Копирование слов»
1 балл — хорошо и полностью скопированный образец. Буквы могут быть больше образца, но не более чем в два раза. первая буква должна быть заглавной. Буквы написаны в три слова на горизонтальной линии. От горизонтали возможно отклонение вверх или вниз более чем на 30 градусов.
2 балла — образец хорошо написан. Размеры букв могут превышать образец. Строчка может уходить вверх или вниз.
3 балла — видна разбивка на три части. Четыре буквы прописаны отчётливо.
4 балла — с образцом совпадают хотя бы две буквы. Строка видна.
5 баллов — каракули, чёркание.
Упражнение «Срисовывание точек»
1 балл — точное копирование образца. незначительные отклонения от строки или столбца. Может быть уменьшение или увеличение образца, но не больше чем в два раза. Рисунок параллелен образцу.
2 балла — число и расположение точек соответствуют образцу. Можно не учитывать отклонения не более трёх точек на половину расстояния между точками.
3 балла — рисунок в целом соответствует образцу, не превышая его по ширине и высоте более чем в два раза. число точек может не соответствовать образцу. Но их не должно быть больше 20 и меньше 7, возможен разворот на 180 градусов.
4 балла — контур рисунка не соответствует образцу, но состоит из точек.
5 баллов — каракули, чёркание.
Результаты:
Оценив все три упражнения все баллы суммируются. Минимальное количество баллов — 3, максимальное — 15.
Если Ваш ребёнок набрал в сумме по всем трём заданиям 3-6 баллов, то у него высокий уровень психологической готовности к школе.
7-12 баллов, свидетельствует о среднем уровне готовности к школе.
Общее количество баллов от 13 до 15 указывает на низкий уровень готовности. Свидетельствует о необходимости дополнительного обследования нервно-психического развития и особенностей интеллекта ребёнка.