Первокласснику, задача по составлению схемы слова, на первый взгляд может показаться непосильной.
Здесь самое время заручиться поддержкой родителей.
Для этого немного освежим знания, полученные в школьные годы, и поможем нашему начинающему профессору мастерски справиться с поставленной задачей.
Начнем с русского алфавита.
В нём 33 буквы.
10 из них гласные: а, е, ё, у, и, ы, о, э, ю, я. Им соответствуют 6 гласных звуков: [а], [о], [у], [ы], [и], [э].
4 гласные буквы: е, ё, ю, я – йотированные, обозначают по два звука:
- когда стоят вначале слова;
- когда располагаются после гласного звука;
- после разделительного ъ-знака;
- после ь-знака.
Буква И, после разделительного мягкого знака, тоже даёт два звука [й. и].
Гласные буквы: а, о, у, ы, э – делают впереди стоящий согласный твёрдым.
Гласные буквы: е, ё, и, ю, я — смягчают впереди стоящий согласный.
2 буквы: ь, ъ – знаки не имеют звуков, а соответственно никак не обозначаются при составлении схемы слова.
21 согласная: б, в, г, д, ж, з, й, к, л, м, н, п , р, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ . Им соответствуют 46 звуков.
Согласные звуки бывают: парные, непарные, звонкие, глухие, мягкие, твёрдые.
Парные согласные по глухости-звонкости:
6 пар
б, в, г, д, ж, з – звонкие
п, ф, к, т, ш, с- глухие
Непарные согласные по глухости- звонкости:
л, м, н, р, й – сонорные, самые звонкие
ч, щ, ц, х – глухие
Большинство согласных имеют пары по твёрдости – мягкости, которая зависит от стоящей после них гласной.
Вместе с тем, есть согласные, которые могут быть только мягкими или только твёрдыми, их принято называть непарными.
Непарные согласные по твёрдости — мягкости:
ч, щ, й – всегда мягкие
ж, ш, ц – всегда твёрдые
На письме, при составлении звуковой схемы слова, звуки обозначают следующим образом:
— Гласный
– Мягкий согласный
– Твёрдый согласный
— Слияние твёрдого согласного с гласным
– Слияние мягкого согласного с гласным
Итак, приступим к составлению звуковой схемы слова.
Начнём со слова колокол.
Разделим его на слоги. Количество слогов в слове определяется в зависимости от наличия гласных. Одна гласная- один слог и так далее.
В слове колокол — 3 гласных, значит три слога: ко-ло-кол. Проставим ударение, оно падает на первый слог.
Посчитаем количество букв- 7 , звуков тоже 7 .
Первый слог : КО — представляет слияние согласной и гласной букв.
Гласный звук [о], делает стоящий перед ним согласный звук [к], твёрдым.
Первый звук [к] — твёрдый, согласный.
Второй звук [o]-гласный.
Второй слог: ЛО — представляет слияние согласной и гласной букв.
Третий звук [л]- твёрдый, согласный.
Четвёртый звук [а], на письме обозначен гласной буквой о, делает стоящий перед ним согласный [л] — твёрдым.
Третий слог: КОЛ
КО — слияние согласной и гласной букв.
Пятый звук [к]- согласный твёрдый.
Шестой звук [о]- гласный.
Седьмой звук [л] — согласный, твёрдый.
Получается следующая схема:
Часто возникает вопрос: Как обозначить на схемах слов мягкий знак, и надо ли это делать?
Для примера рассмотрим слово — коньки.
Разделим его на слоги — конь-ки — 2 слога.
Проставим ударение, оно падает на второй слог.
Посчитаем количество букв -6, звуков- 5 , так как мягкий знак не имеет звука.
Первый слог — конь, представляет слияние гласного звука [а], обозначенного на письме буквой о, с согласным твёрдым звуком — [к]. Далее идёт мягкий согласный звук [н,] , его смягчает стоящий за ним ь- знак, который не обозначается на звуковой схеме слов, так как не имеет звука.
Второй слог — ки, сочетание согласного мягкого звука [к], с гласным звуком [и], который и придаёт мягкость впереди стоящему согласному.
Получилась схема:
Особенно внимательными надо быть при составлении звуковой схемы слова с йотированными гласными.
Например, ящерица
Делим слово на слоги — их 4, я-ще-ри-ца
Ударение падает на первый слог.
В первом слоге буква я, стоит в начале слова и даёт два звука [й,], [а].
Во втором слоге- ще- слияние всегда мягкого согласного звука [щ,] с гласным звуком [е].
Третий слог- ри- слияние мягкого согласного звука [р,], с гласным звуком [и], смягчающим впереди стоящий согласный.
Четвёртый слог — ца — слияние всегда твёрдого согласного звука [ц], с гласным звуком [а].
Получилась схема:
Не огорчайтесь, если у вашего маленького школьника не сразу всё получится, 10-15 минут ежедневных занятий и положительный результат не заставит себя ждать.