Его величество глагол (2016-01-24)

Вот, ваш ещё совсем недавно распахнувший двери первоклашка, гордо шагает во второй класс. И здесь его подстерегают, злобные существительные, удивительные глаголы и прямо-таки совсем непонятные прилагательные, одним словом части речи. Это нам взрослым без вопросов понятно, что такое часть речи. А уж когда речь идёт о том, что они бывают разных видов, отвечают на вопросы, обязательно что-то обозначают и чем-то бывают в предложении, хочется закричать — хватит, хватит, а где собственно, мой любимый детский сад. Если вы столкнулись с такими проблемами не стоит унывать. Каждая задача имеет своё решение в определённый срок. Реакция вашего школьника не нова, скорее даже очевидна. Всё новое пугает, причём не только детей.
Начинайте с простого. Не сомневаюсь, что ваш юный ученик прекрасно понимает, что все предложения состоят из слов, взаимосвязанных между собой по смыслу. Так вот слова, которые обозначают действия предметов, называются глаголами. Например, Мама стирает белье.  Слово Стирает – обозначает действие (Что делает?).
Как понять, что конкретное слово в предложении является глаголом. Необходимо задать вопрос. Что делать? Что делает? Что делают? Что сделать? Что сделает? Что сделают?
Например, Васька моет лапку язычком. ( Кто?) Васька – имя существительное, (Что делает?) моет – глагол.
Когда речь идет о глаголе, необходимо учитывать, что действие предмета может быть, как непосредственно происходящее, так и ожидаемое в будущем. Например, Яша через два часа смастерит парусную лодку. (Кто?) Яша (Что сделает?) смастерит.
Глаголы изменяются по числам. Могут употребляться в форме единственного числа и отвечать при этом на вопросы: Что делает? Что сделает? Например, На скотном дворе заболел жеребёнок. (Кто?) Жеребёнок- имя существительное (Что сделал?) заболел – глагол. В этом предложении прослеживается чёткая связь глагола с именем существительным. Имя существительное, употребляется в форме единственного числа и глагол соответственно тоже. В случае, когда имя существительное будет, употребляться во множественном числе, то и глагол будет стоять во множественном числе и отвечать на вопросы? Что делают? Что сделают? Например, Хорошего коня вырастят ребята. (Кто?) Ребята — имя существительное, употребляется во множественном числе (Что сделаю?) вырастят — глагол, стоит во множественном числе, так как связан с существительным. На дворе собаки мокнут. (Кто?) собаки (Что делают?) мокнут. Обе части речи связаны друг с другом и употребляются во множественном числе.
Исходя из вышеизложенного, делаем вывод, глагол:
часть речи, обозначающая действие предмета;
- отвечает на вопросы: что делать? что делает? что делают? что сделать? что сделает? что сделают?
- изменяется по числам (употребляется в форме единственного и множественного числа):
- в предложении, чаще всего является сказуемым. Например, Сынишка шёл впереди. (Кто?) Сынишка- имя существительное, в предложении является подлещам, подчёркиваем одной чертой. (Что делал?) шёл – глагол, в предложении является сказуемым, подчёркиваем двумя чертами.

А теперь перейдём к упражнениям …

Упражнение 1. Выпиши слова, которые обозначают действие предмета.

Солнце по небу гуляло
И за тучу забежало.
Глянул заинька в окно,
Стало заиньке темно.

А сороки-
Белобоки
Поскакали по полям,
Закричали журавлям:
«Горе, горе! Крокодил
Солнце в небе проглотил!»
(К. Чуковский)

Упражнение 2. Прочитай. Распредели слова в две группы. Запиши их.

Зайчиха, реветь, крокодил, исцарапай, мороз, зубы, сиять, баран, придумал, человек, застучал, подавай, лентяй.

Упражнение 3. Прочитай отрывок, отгадай название. Выпиши глаголы. На какие вопросы они отвечают.

Пела ночью мышка в норке:
- Спи, мышонок, замолчи!
Дам тебе я хлебной корки
И огарочек свечи.

Отвечает ей мышонок:
- Голосок твой слишком тонок.
Лучше, мама, не пищи,
Ты мне няньку поищи!
(С. Маршак)

Упражнение 4. Прочитай текст. Спиши первое третье предложения. Подчеркни глаголы двумя чертами. Поставь к ним вопросы. Каким членом предложения эти глаголы являются?

На остановке вошла старушка. Алёша ехал в трамвае и сидел у окна. Мальчик встал и уступил место старушке.

Упражнение 5. Прочитай текст. Спиши. Подчеркни в каждом предложении подлежащее и сказуемое. Поставь к ним вопросы. Какими частями речи они являются.

Гроза

Дети помчались домой. По дороге они укрылись в шалаше. Светило солнце. Вася и Рая рвали на лугу щавель. Вдруг набежала туча. Ветер закачал деревья. Застучали частые капли дождя.

Упражнение 6. Прочитай текст. Найди имена существительные во множественном числе. В каком числе стоят глаголы, связанные по смыслу с этими именами существительными. Спиши. Подчеркни главные члены предложения.

Раз со мною на охоте произошёл такой случай.
Отправился я на охоту за зайцами. Через час нашли мои собаки в лесу зайца и погнали. Я стал на дорожке и жду.
Гоняют зайца собаки по лесной вырубке, а заяц всё не выбегает. Куда же он девался?
(Г. Скребицкий)

Упражнение 7. Прочитай предложения. Раздели слова на две группы. Запиши каждую группу в отдельный столбик.

Пришла зима. Выпал снег. Реки замёрзли. Наступили морозы. Дети гуляют. Малыши лепят снеговика. Мальчики скользят на коньках.



© Проект Дети-Всё.рф 2012 - 2014 г. Все права защищены.
При перепечатке, или любом другом использовании материалов сайта, прямая ссылка на www.Дети-Всё.рф строго обязательна!