Эффективные методы при обучении дошкольников (2014-11-15)

Все мы рано или поздно задаёмся вопросом: как научить ребёнка чему-либо? Почему не получается выучить: цвета, буквы, геометрические фигуры, цифры, развить на необходимом уровне речь и др. На самом деле ничего сложного в этом нет. Надо просто использовать определенные методы, т.е. систему последовательных способов обучающих и учащихся, направленную на достижение обозначенных задач. Так, все методы можно поделить на три большие группы: наглядные, практические и словесные. В группу наглядных методов входят: наблюдение; рассматривание разнообразных картин; демонстрационный показ диафильмов, кинофильмов, видеофильмов, спектаклей.

Наблюдение – является одним из основных методов, используемых при обучении дошкольников. В процессе использования, позволяет сформировать у детей: знания о свойствах и качествах предметов и явлений, учит их подмечать изменения и преобразования объектов, устанавливать по отдельным признакам состояние объекта, а по части восстанавливать картину всего явления.

Рассматривание картин — формирует у дошкольников художественные вкусы, знакомит с произведениями художников, как прошлого, так и современности. Расширяет представления об окружающем мире. Знакомит с разнообразными историческими эпохами. Ведёт к возникновению умения различать жанры живописи (пейзаж, натюрморт, портрет). Помогает понять ребёнку, что живопись может отражать не только окружающую нас реальность, но и фантазии художника. Сосредотачиваясь на разглядывании какой-то определённой картины, дети начинают понимать контраст цвета и тени, замечать пропорции, проникать в глубину и подлинный смысл изображения.

Показ диафильмов, кинофильмов, видеофильмов, спектаклей. Способствует обогащению и расширению знаний детей. Формированию культурного зрителя, заинтересованного в истинном глубоком смысле произведения. Развивает творческое мышление.

Среди практических методов, можно выделить: игровой метод, упражнения, элементарные опыты и моделирование.

Игровой метод предполагает, использование различных компонентов игровой деятельности, совместно с такими приёмами как: вопросы, пояснения, объяснения, показ. Самый физиологичный и продуктивный метод в обучении дошкольников. При использовании этого метода, необходимо не оставлять без внимания, сосредоточение ребёнка на каком-либо любимом герое или игрушке, и максимально задействовать их в игрой деятельности.

Упражнение – многократное повторение определённых умственных и физических действий. Основные виды упражнений: игровые, творческие, подражательные, конструктивные.

Элементарный опыт – преобразование какой-либо жизненной ситуации, предмета, явления с целью выявить скрытые, непосредственно не представленные свойства объектов, установить связи между ними, причины их изменения и т.д.

Моделирование – предполагает процесс создания моделей, а также их использование с целью сформировать знания о свойствах, структуре, отношениях, связях объектов.

Словесные
методы обучения: рассказы родителей, педагогов, детей; чтение художественных произведений детям; беседы.

Рассказы родителей и педагогов – направлены на создание у детей ярких и точных представлений об определённых событиях и явлениях. Они воздействуют на ум, воображение детей, формирует у них желание обмениваться полученными впечатлениями.

Рассказы детей – совершенствуют умственные и речевые умения.

Чтение художественных произведений детям — расширяет представление об окружающем мире, формирует воображение, речь, расширяет словарный запас, даёт понятие об общих нравственных категориях «добро и зло», «честь и достоинство» и др. Знакомит с самобытностью разнообразных культур. Учит ребёнка анализировать действия и поступки героев, определять нюансы их
характеров. Беседы – используются для обобщения знаний, восполнения пробелов и неточностей. Подразделяются на предварительные и обобщающие. Предварительные — проводятся на этапе ознакомления детей с новыми для них навыками. Обобщающие – по итогам обучения, для систематизации и углубления полученных знаний.
Все эти методы, безусловно, эффективны и способны сделать обучение дошкольников интересным и продуктивным. Однако самое главное – это формирование дружеских, позитивных, заинтересованных отношений между педагогом и ребёнком, между ребёнком и родителем. Отношений, которые построены на взаимоуважении, учёте интересов, способностей и возрастных особенностей детей.

 

При написании статьи были использованы материалы:
Выготский Л. С. Пед. соч. Т. 4.
Пичугина Н.О., Ассаулова С.В., Айдашева Г.А. Дошкольная педагогика. Изд-во: Феникс. 2004.



© Проект Дети-Всё.рф 2012 - 2014 г. Все права защищены.
При перепечатке, или любом другом использовании материалов сайта, прямая ссылка на www.Дети-Всё.рф строго обязательна!